major_fon_skripka (majorfonskrip) wrote,
major_fon_skripka
majorfonskrip

Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 2. Введение

Мечта принадлежит к числу тех социальных феноменов, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, понятен каждому. Однако подобная ясность обманчива, так как она скрывает сложное, многогранное, часто противоречивое содержание, трудно поддающееся восприятию обыденным сознанием. Понятие мечты поливариантно, пожалуй, мечта один из немногих феноменов, чья трактовка по определения не может быть однозначной. Каждый человек вкладывает в мечту свой индивидуальный смысл, и порой эти смыслы противоречат друг другу. Среди научной общественности распространенны в равной мере как положительные, так и отрицательные оценки феномена мечты.

Одни видят в ней цель, мотивационную установку, другие – способ релаксации, третьи – пустые иллюзии, негативное сказывающиеся на личности. Как сложность самого феномена, так и трудности в его исследовании, а также необоснованное зачисление мечты в разряд исключительно психологических феноменов являются причинами того, что мечта практически не рассматривается социологической наукой.

Мечта может быть и целью и бесплодной иллюзией, но в любом случае она есть мысленный образ желанного состояния субъекта мечтаний. Мечты отражают восприятие индивидами существующей и формируют представления об идеальной социальной реальности. Мечты наглядно демонстрируют какими социальным положением, ролью и статусом хотел бы обладать и исполнять индивид. Мечты отражают неудовлетворенные социальные потребности. Таким образом, мечта – социальная реальность, формируемая в сознании отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Феномен "американской мечты" показывает какое влияние мечты играют в культурной, исторической, социальной и политической жизни общества. Как отмечал П.Е. Бухаркин, исследователь концепта мечта в художественной культуре России "мечта является одним из фундаментальных понятий, во многом определяющих национальный образ мира".

Фото отсюда http://on-desktop.com



Анализ эволюции мечты индивидов, социальных слоев и обществ с периода античности до н. XXI в. позволил выявить особенности трансформации места и роли мечты в жизни человека и общества в целом, а также ее объекта. Эволюция мечты представлена сквозь призму закона трех стадий О. Конта (три стадии развития человеческого ума соответствуют трем аналогичным стадиям развития истории).

1. Теологическая стадия (с древности до 1300 г.).

В период фетишизма роль и место мечты выявить довольно проблематично, ввиду отсутствия каких-либо сведений о мечтаниях древнего человека.

В период политеизма объект мечты располагался либо во временном, либо в географическом пространстве, характеризовался высшей степенью иррациональности, исключающей любую возможность воплощения мечты. Объект мечты простирался от вечной жизни, красоты и молодости до пирожков, растущих на деревьях.

В период монотеизма объект мечты располагался вне и не мог быть достижим в реальной жизни человека. Объектом мечта была жизнь в раю, после смерти.

2. Метафизическая стадия (с 1300 до 1800 гг.).

С нового времени объект мечты постепенно начинает утрачивать характеристику святости. Среди широких масс мечты не приветствуются, о чем говорит скудность сведений дошедших до наших дней. Среди государственных и общественных деятелей распространенны мечты об идеальном государстве и социальной реальности, которые находят свое воплощение в утопических проектах.

3. Позитивная стадия (с 1800 г.)

С к. XVII до н. XX в мечта постепенно приобретает положительное значение. Появляется представление о мечте как о жизненной цели, стремление к которой дает смыл всей жизни человека. Объектом мечты является как реально достижимое, так и неосуществимое ("пустые иллюзии", "благородные мечты").

С н. XX в. и по настоящее время в связи с ускоряющимися процессами урбанизации, демократизации, глобализации – регионализации, объект мечты приобретает невиданное о этого многообразие. В настоящее время мечты разнообразны, однако объект мечтаний находится в непосредственной зависимости от степени удовлетворенности индивидов, социальных групп, общества в целом потребностей, а также занимаемых социальных положения, статуса и роли.
Мечта как социологическая категория непосредственно связанна с категорией социальной реальности, т.к. представляет собой инвариантную социальную реальность, идеальную для индивида или социальной общности, и одновременно выступает отражением существующей социальной реальности в индивидуальном или общественном сознании.

Мечта – это образ социальной реальности, которая представляется идеальной, соответствующей потребностям мечтателя, образ желаемых социального статуса, положения и роли. Мечта также отражает оценку существующей социальной реальности в сознании субъекта, восприятие им наличествующих социальных статуса, положения и роли.

Мечта выступает одним из наиболее эффективных, но в тоже время наименее управляемых социальных регуляторов, что обусловлено «естественным» характером мечты как регулятора, что также актуализирует рассматриваемую проблему.

В настоящей работе исследование мечты базируется на общенаучных методах социального познания: системном и структурно-функциональном анализе, диалектическом методе, сравнительно-историческом, стратификационном, деятельностном, междисциплинарном подходах, теоретико-методологических подходах к исследованию мечты. В настоящее время мечта представляет особую значимость в рамках теорий группового поведения и теории подражания. Мечты могут и должны рассматриваться сквозь призму когнитивного диссонанса, диспозиции личности и социальной дистанции.

Научная новизна и практическая значимость исследования состоят в том, что практически впервые осуществлен подход к исследованию мечты как социального феномена и социологической категории. Такой подход проявляется в нетрадиционной постановке проблемы и совокупности задач, решаемых в процессе ее научного анализа.

Монография посвящена рассмотрению вопросов, связанных с местом и ролью мечты в жизни отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. В работе осуществлен исторический анализ и рассмотрены социально-философские подходы к исследованию мечты как социального феномена. Анализ темы "мечта" в художественной литературе являлся необходимой частью исследования. Ввиду отсутствия или недостаточного количества научной литературы, посвященной проблеме мечтаний, художественная литература позволила выявить основные типы мечтателей и характеристику наиболее распространенного объекта мечтаний. Также в работе проведен этимологический анализ слова мечта и изучены распространенные трактовки данного понятия, предложено определение мечты как социологический категории, выявлены виды и функции мечты, а также типы мечтателей.

Материалы монографии могут найти применение в высшей школе при чтении курсов социально-гуманитарных дисциплин, таких как психология, социология управления, социальная психология, культурология, а также могут послужить основой для дальнейшей разработки данной проблематики.

Tags: Мечта, Наука
Subscribe

Posts from This Journal “Мечта” Tag

promo majorfonskrip november 13, 2017 14:49 5
Buy for 10 tokens
Пришло время дополнить старый материал от ноября 2015 г. О некоторых существах информации стало на порядок больше, добавила новых существ. Добавленная информация выделена курсивом. https://majorfonskrip.livejournal.com/48529.html Основным источником новой информации стала книга Й.В. Громанна…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments