major_fon_skripka (majorfonskrip) wrote,
major_fon_skripka
majorfonskrip

Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 3-1. Суть и смысл мечты

Несмотря на то, что мечта всегда являлась одной из основных проблем существования и развития общества и отдельной личности, предметом внимания научной общественности она стала сравнительно недавно – приблизительно с XVII в. Но и в настоящее время количество исследований посвященных мечте оставляет желать лучшего.

Как отмечает Т.Д. Стерледева «феномен мечты недостаточно изучен в силу того, что мечта не имела достаточного выхода в практику, не обладала эффективными средствами своей реализации и потому не являлась предметом изучения первой необходимости. В конкретно-научной литературе дается скудная и весьма поверхностная характеристика мечты, а в философской ее вообще нет. В известной мере теоретическая неразработанность понятия мечты соответствовала уровню развития самого человека».

Нельзя отрицать, что многогранность и неоднозначность рассматриваемого социального феномена представляют определенную сложность при анализе мечты и выделении ее сути, механизмов, средств, последствий и т.д. В то же время, процессы глобализации, демократизации и демографический рост стимулируют необходимость изучения широкого круга вопросов, связанных с мечтами больших социальных групп, и требуют оценки данного феномена.

Фото отсюда http://mandalaway.ru/




«Сегодня философская неисследованность внутреннего мира человека в аспекте его мечты, – продолжает Стерледева, – может быть чревата неприятными открытиями для человечества уже в скором будущем. Люди не ждут от мечты чего-то плохого. Когда кого-то называют мечтателем, то имеют в виду человека, оторванного от реальной жизни, а потому безобидного и даже в какой-то степени «не от мира сего». В обыденном сознании встречается определение мечтателя как не совсем умного, а то и просто глупого человека».

Среди зарубежных исследователей также актуальна проблема недостаточной теоретической разработки феномена мечты. Так, А. Вранкова отмечает: «Мечты являются обычным явлением в нашей повседневной жизни, они представляют важную часть нашего существования. Однако мы не можем ее понять и истолковать».

Как уже было отмечено, до XVII в. мечта практически не рассматривалась в трудах ученых и философов, поэтому определение представлений о мечтах является довольно сложной задачей. Мы можем выявить лишь некоторые отдельные аспекты, имеющие отношение к мечте.

Фото отсюда http://www.bsi-instrument.ru/


В учении древнегреческого мыслителя Парменида впервые противопоставлены два мира – мир истины и мир мнения. Парменид соотносит мнение и знание с различными уровнями реальности, где чувственное восприятие приводит к мнениям, которые не являются постоянными и подвержены изменениям и аффектам, а разум и мышление приводит к истине или достоверному знанию.

В дальнейшем теория Парменида получила свое развитие в трудах Платона, которые в свою очередь послужили основой для формирования первых утопических проектов как мечты о лучшем мире и месте в нем человека.

В частности, Платон в учении об идеях разделил мир на подлинную и иллюзорную реальность. Идеи Платона – «это трансцендентальные образы и сущности, образующие особый, высший мир, постигаемый разумом посредством логики познания, существующий наряду с телесным, чувственно-воспринимаемым миром, познаваемым посредством восприятия. Мир видимый есть лишь слабое подобие мира невидимого, трансцендентные идеи и сущности которого прообразы видимых вещей.
Идея имеет у Платона двойное значение: как функция и продукт умственной деятельности идеи являются общими понятиями, но как объекты, познаваемые и отображаемые в содержании понятий, они суть «формы» истинного бытия, действительность в своем высшем проявлении, где идея является уже не мыслью, а реальностью. Идеальный мир Платона противостоит обыденному миру не только логически и онтологически, но и аксиологически. В этом различии двух миров - истинного и неистинного -заключено метафизическое основание учения об истинном или совершенном государстве».

Не менее важно введенное Платоном понимание идеи как идеала в значении «лучшего из существующих» и одновременно «мыслимого», принадлежащего к миру идей и постигаемого разумом. Такое понимание близко к понимаю мечты, как образа идеальной социальной реальности в трудах выдающихся мыслителей-утопистов периода средних веков и Нового времени.

Ученик Платона – Аристотель также представляет для нас особый интерес в связи с его разработкой теории воображения (phantasia). Аристотель называет воображение фантазией, утверждая, что «название свое воображение (phantasia) получило от света (phaos), потому что без света нельзя видеть. И благодаря тому, что представления сохраняются [в душе] и сходны с ощущениями, живые существа во многих случаях действуют сообразно с этими представлениями: одни – оттого, что не наделены умом, – таковы животные, другие – оттого, что их ум подчас затемняется страстью или болезнями, или сном, – таковы люди».

Отсюда http://ru.fishki.net/


В сочинении «О душе» Аристотель впервые дает развернутую и разработанную теорию воображения. В частности, он отмечает: «воображение же есть нечто отличное и от ощущения, и от размышления; оно но возникает без ощущения, а без воображения невозможно никакое составление суждений; а что воображение не есть ни мышление, ни составление суждений – это ясно. Ведь оно есть состояние, которое находится в нашей власти (ибо можно наглядно представить себе нечто, подобно тому как это делают пользующиеся особыми способами запоминания и умеющие создавать образы), составление же мнений зависит не от нас самих, ибо мнение необходимо бывает или ложным, или истинным. Далее, когда нам нечто мнится внушающим ужас или страх, мы тотчас же испытываем ужас или страх, и соответственно когда что-то нас успокаивает. А при воображении у нас такое же состояние, как при рассматривании картины, на которой изображено нечто страшное или успокаивающее» . Именно Аристотель одним из первых определил воображение как процесс создания образов.

Итак, основными чертами воображения согласно Аристотелю являются:

1) воображение есть устойчивое состояние или свойство ума порождать образы, отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления;

2) воображение свойственно далеко не всем живым существам, уточнений Аристотель в данном случае не приводил, но отметил, что оно свойственно многим животным, упомянув, что его нет у муравья, пчелы и червя. В связи с этим стоит упомянуть и Секста Эмпирика, также считавшего, что животные наделены воображением. Однако согласно стоику человеческое воображение обладает специфической чертой –позволяет совершать разнообразные переходы, изменения и сочетания в самом же воображении;

3) воображение может создать как истинные образы, так и иллюзорные, обманчивые.

Теория Аристотеля не только послужила основой для современных представлений о воображении, но и в некотором роде повлияла на формирование представлений о мечтах как образах иллюзорной действительности.

Отсюда http://motivators.ru/


Необходимо отметить, что особенностью европейской социально-философской мысли начиная с периода античности и до XIX в. являлось стремление детально рассмотреть феномен воображения (достаточно упомянуть Лонгина, Квинтилиана, Филона, Максима Тирского, Халдикия, св. Василия Великого, Плотина, Порфирия, Сириана, Прокла и других многочисленных мыслителей заинтересовавшихся проблемой места воображения в жизни человека), но при этом внимания важнейшей составляющей части воображения – мечте, не уделялось вовсе. На наш взгляд данный парадокс связан в первую очередь с принижением значения феномена мечты, как в жизни отдельного человека, так и в развитии общества в целом.

Однако тот вклад, который внесли европейские мыслители в разработку проблемы воображения, в настоящее время положен в основу исследования мечты как формы воображения.

В связи с тем стоит упомянуть Плотина, трактующего воображение как промежуточную способность души образовывать психические образы, выступающие посредниками между чувственными данными и идеальными объектами . По Плотину, воображение имеет двойственную природу, т.к., "с одной стороны, оно сродни телесному и причастно небытию, в нем присутствует нечто темное и иррациональное, ибо воображение представляет образы телесного наглядно как делимые в самом же воображении, т.е. как имеющие части, а кроме того, воображение способно произвольно создавать свои образы невиденного (кентавра или химеры), менять и искажать их, относя ко всецело вымышленному. С другой же стороны, образы воображения, в отличие от физических, точны и способны являть не только телесные предметы, но и невидимое, вечные и неизменные идеальные объекты и их свойства".

Анализируя понимание воображения Плотином нельзя не заметить его схожести с современными представлениями о мечтах. Можно сказать, что большинство трактовок мечты в некотором роде представляют собой интерпретацию толкования воображения, предложенную Плотином.

Отсюда https://cs22.babysfera.ru/


В общих чертах отметим те разработки концепции воображения, которые в настоящее время лежат в основе изучения феномена мечты:

1) теоретические выкладки Ф. Аквинского и А. Данте о воображении как одной из ведущих познавательных способностей человеческой души;

2) предложение Р. Декарта рассматривать воображение, а именно фантазию (в его понимании оба термина синонимичны) как «способность души» (воображение прежде всего воспроизводит и собирает в одно целое образы чувственного, т. е. телесного, и затем уже передает их для дальнейшего истолкования разуму, образы, или “идеи”, которого нематериальны );

3) трактовка воображения Х. Вольфом как "способность души порождать образ вещи в отсутствие самой вещи, а также воссоздавать образ вещи как целой, дополняя чувственное восприятие, никогда не завершенное" , а также данное философом определение продуктивной способности как позволяющей творить никогда не виданные образы посредством разделения и сочетания образов уже известных;

4) предпринятая Г. Гегелем попытка провести различие между пассивным воображением и творческой фантазией;

5) теория И. Канта о трансцендентальном воображении как “способности представлять предмет также и без его присутствия в созерцании” . Данное воображение "определяет и синтезирует или связывает воедино a priori многообразие чувственного созерцания (с которым воображение роднит способность наглядного представления предмета) согласно единству чистой апперцепции (т. е. неэмпирического представления “я мыслю”, сопровождающего всякий акт мышления) в соответствии с категориями рассудка, способного мыслить многообразие чувственного опыта в единстве (с рассудком воображение роднит спонтанность, т. е, самодеятельность)";

6) положение И. Фихте о том, что вся действительность полагается для рассудка посредством творческого воображения через противопоставление и взаимоограничение “Я” и “не-Я”;

7) взгляды Шеллинга на природу воображения: продуктивное воображение выступает как посредник между сферой теоретического и практического. "В философии тождества Шеллинга “воображение природы” есть организм, в котором находят свое наиболее полное воплощение реальное, идеальное и их тождество. При этом реальное (мир природы) образуемо посредством воображения (Einbildung) бесконечного в конечное; идеальное (мир духа), напротив, воображением конечного в бесконечное. Воображение, т. о., понимается как ничем внутренне не связанное и не ограниченное, как конститутивное для самого бытия".

Из указанных умозаключений и концепций, объясняющих природу воображения, в дальнейшем появились теории касающиеся сущности мечты. «Тесная связь мечты с воображением, – отмечает Е.П. Ильин, – привела к тому, что она рассматривается многими психологами как вид воображения, но не мотивации. Конечно, для этого есть основания; мечтая, человек не только планирует пути удовлетворения потребности, но и проигрывает в уме выполнение самой деятельности, поведенческий акт, т. е. мысленно как бы выходит за границы мотива, часто получая удовольствие от воображаемой активности».

Отсюда https://i0.wp.com/


В XVI в. отдельные аспекты мечты были затронуты в трудах итальянского философа и политического деятеля Н. Макиавелли и французского философа и писателя М. Монтеня.

Так, Монтень в известном произведении "Опыты" нашел ответ на вопрос, почему люди в мечтах о более высоких статусах, отдают предпочтение отдельным атрибутам, характерным для того или иного статуса. Не имея возможности изменить свое социальное положение, многие люди, как заметил Монтень, приобретают совершенно ненужные им вещи по баснословным ценам, чтобы хоть таким образом приблизиться к своей мечте. Монтень отмечает: "правильнее было бы внушить людям презрение к золоту и шелкам, как вещам суетным и бесполезным. Мы же вместо этого увеличиваем их ценность и заманчивость, а это самый нелепый способ вызвать к ним отвращение. Ибо объявить, что только особы царской крови могут есть палтуса или носить бархат и золотую тесьму, и запретить это простым людям, разве не означает повысить ценность этих вещей и вызвать в каждом желание пользоваться ими?" С этой точки зрения можно объяснить феномен бренда-мечты, весьма популярного в наши дни.

В целом, согласно Монтеню, "людям свойственно определять свои желания и взгляды по тем условиям жизни, в которые они поставлены от рождения". Следовательно, мечты определяются теми социальными положениями, статусами и ролями, которые предписаны индивидам изначально.

В не менее известном трактате "Государь" Н. Макиавелли рассматривает проблему трансформации мечтаний с возрастом мечтателя.

"Поскольку люди, – пишет Макиавелли, – меняются скорее, чем времена, последние не могут казаться им одинаковыми, ибо в старости у людей совсем не такие желания, пристрастия и мысли, какие были у них в юности. Когда люди стареют, у них убывает сила и прибавляется ума и благоразумия. Поэтому неизбежно, что все то, что в юности казалось им сносным или даже хорошим, в старости кажется дурным и невыносимым. Однако вместо того, чтобы винить свой рассудок, они обвиняют время.
Кроме того, так как желания человеческие ненасытны и так как природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремиться, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием сего оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремиться к будущему даже тогда, когда у них нет для этого сколько-нибудь разумного основания".


В последнем высказывании Макиавелли довольно критично подошел к популярной в то время мечте о "золотом веке". Считая данную мечту глупой и безосновательной, итальянский мыслитель одновременно и сам верит в некое подобие "золотого века" – Римскую Республику.

Отсюда https://i1.i.ua


Одним из первых внимание непосредственно мечте в западной философской мысли уделил основоположник психоанализа З. Фрейд.

В "Толковании сновидений" Фрейд отмечает, что "мечты никогда не смешиваются с реальной действительностью. "Христос является всего лишь порождением неосуществленной фантастической мечты; если же эта мечта – отголосок прадавних, происходивших в реальность событий, то Христос – их наследник и воплощение. Для нас, однако несущественно, имеем мы здесь дело с фантазией или возвращением забытой реальности; в любом случае, мы видим тут зарождение концепции героя - того, кто восстает против отца и под тем или иным прикрытием убивает его" .

Для дальнейшего анализа социально-философских подходов к исследованию мечты представляется важным более подробного остановиться на исследовании феномена мечты в творчество З. Фрейда. Здесь нам необходимо обратиться к исследованию С.Е. Вершинина "Жизнь - это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха", в котором внимание уделяется образу мечты в творчестве З. Фрейда.

Так, Вершинин отмечает, что "в центре внимания З. Фрейда была "Nachttraum" – ночная греза-сновидение как переживание сознания, исполнение желания, выражение удовольствия или неудовольствия, структурно оформленное или хаотичное. Ночные грезы являются устранением мешающих сну раздражений путем галлюцинаторного их удовлетворения. Но существуют еще и дневные грезы, к анализу которых Фрейд обращался несколько раз, ибо считал, что "изучение психоневрозов ведет к удивительному выводу, что эти фантазии или дневные грезы – ближайшие ступеньки истерических симптомов".

По мнению Фрейда, ночные и дневные грезы имеют много общего: подобно ночным грезам, дневные являются исполнением желаний, в значительной мере основываются на детских переживаниях, радуются определенному ослаблению цензуры".

https://img-fotki.yandex.ru/



В работе "Creative Writers And Day-Dreaming" 1908 г. в русском переводе "Художник и фантазирование" говорится о том, что дети в процессе игры создают в сознании иллюзорные миры. Мечтание является обычным действием для ребенка. В мечты дети вкладывают больше эмоций, чем в реальный мир. Взрослые часто забывают об этих играх, но не отказываются от них полностью. Они заменяют игры на фантазирование. Они строят воздушные замки, но, как правило, взрослые стыдятся и скрывают от других свои мечты.

Фрейд упоминает, что фантазии взрослых удовлетворяют желания, происходящие из тоски и лишений: "Неудовлетворенные желания являются движущей силой фантазии" . Получается, что счастливый человек не фантазирует, это удел недовольных людей. В этом предположении Фрейд близок к А. Гелену, утверждавшему, что мечты есть средство преодоления мучительной жизни. Гелен считал, что если человек не мечтает, следовательно, он счастлив или, по крайней мере, должен быть таковым.

Здесь нам необходимо отметить, что замечания Фрейда о детских мечтах и фантазиях взрослых были восприняты советской психологической школой и несколько позднее нашли свое отражение в трудах советского исследователя Б.И. Додонова. Интерпретируя теорию Фрейда на отечественную почву, Додонов выделил два типа мечты:

1) мечту-игру (характерна для детей и подростков, у которых предмет желаний часто бывает настолько нереальным, что его недостижимость осознают даже сами мечтатели, имеет цель самоутешения или «самоуслаждения», может быть и у взрослых);

2) мечту-план (мотивационная установка).

А. Вранкова анализируя труд Фрейда "Creative Writers And Day-Dreaming" отчасти с ним соглашается и приходит к заключению, что "мечтам подвержены только неудовлетворенные люди, а счастливые практически не мечтают" . Довольно к любопытному выводу пришла Вранкова анализируя детские и взрослые мечты: «взрослые часто не видят разницы между мечтой и фантазией, подменяя эти понятия. Движущими силами мечтаний являются неудовлетворенные желания. Мечты выступают в сознании индивидов как способ испраывления неустраивающей их реальности.

Фото отсюда http://img0.reactor.cc/


Возвращаясь к анализу понятия мечты у Фрейда, проведенному Вершининым следует отметить, что "дневные грезы, согласно Фрейду, возникают в равной степени у юношей и у девушек, но если у юношей (мужчин) дневные грезы являются эротичными или тщеславными, то у девушек (женщин) в основном эротичными. Эти дневные грезы — осознанные и бессознательные — люди стыдливо оберегают как интимнейшее достояние своей личности. На улице легко можно узнать человека, погруженного в дневные грезы, — по внезапной, отсутствующей улыбке, разговору с самим собой, ускоренной походке. Все эти продукты деятельности фантазии, эти воздушные замки не являются застывшими и постоянными, они изменяются в зависимости от пола, характера жизненных отношений личности, несут на себе "приметы времени". И хотя фантазия находится одновременно между прошлым, настоящим и будущим, она опирается все-таки на прошлое, чаще всего — на инфантильные переживания. Таким образом, следует особо подчеркнуть, что для Фрейда дневные грезы лишь аналог ночных, они тесно связаны с психоневрозами, базируются на воспоминаниях и выражают неудовлетворенное желание".

Особого внимания заслуживает проведенный Вершининым сравнительный анализ понятия "мечта" у З. Фрейда и социального философа, теоретик утопии Эрнста Симона Блоха. В частности, он замечает:

"Блох выступает против данной позиции Фрейда. Мечтают не только ночью, но и бодрствуя. Его постулат: "Воздушный замок — не преддверие ночного лабиринта". Если в психоанализе дневная греза лишь ступень, первая фаза ночных грез-сновидений и имеет какое-то значение лишь в связи с последними, то в философской концепции Блоха она приобретает иной, значительно более серьезный и самостоятельный вес. Вся публицистическая и научная деятельность Блоха была направлена на изучение феномена, мало попадавшего в поле зрения предшествующей философии, — так называемых "малых дневных мечтаний" (kleine Tagtraeume). Вся жизнь человека, по Блоху, от юности до старости пронизана дневными мечтами. Мечтает ребенок, спрятавшись в уединенное место, рисуя сказочные города и замки; мечтают молодые люди о будущей карьере, семейной жизни, приключениях, красоте, вершинах, которые предстоит покорить. В зрелом возрасте другие мечты: бюргер мечтает о своем магазинчике, должности в магистрате, пролетарий — о счастливом для всех мире. В старости желания затухают, остается лишь очень немногое, прежде всего деньги. Цирк, кино, театр, ярмарки, сказки, бульварные романы, танцы - все это непосредственно связано с дневными мечтами, с мечтами о лучшей жизни и счастье".

В своем творчестве Блох неоднократно утверждал, что мечты играют значительную роль в жизни абсолютно любого человека. Вершинин приводит следующие основания, которыми в данном случае руководствовался Блох:

"Если снова обратиться к характеристике "Я есмь" – темноте проживаемого мгновения, то в ней мы выделили лишь одну грань – дистанцию между настоящим и прошлым, когда проживаемое становится переживанием. Однако, по мнению Блоха, в этой темноте есть и другой полюс, обращенный к будущему и даже соприкасающийся с ним. Если помнить о наличии побуждения (напора, тоски, стремления), то это побуждение именно к тому, чего у нас нет. «Завтра» — другое, лучшее, чем «Сегодня», – парит впереди. В этом смысле мы непрерывно перешагиваем из Теперь в Потом. Картина аффективного сознания выглядит как узкое актуальное сознание, имеющее две стороны. Одна сторона - это сфера забывания, "вечерние сумерки" сознания, другая — сфера предвосхищения будущего, это как бы "сумерки впереди", это состояние утреннего рассвета, когда предрассветная мгла не позволяет рассмотреть окружающие предметы и то, что впереди, но постепенно рассеивается.

Отсюда https://eprst.net/


Блох избегает иных характеристик, способных затушевать непосредственность этой направленности в будущее. Так, он неоднократно повторяет: "...мы живем, потому что мы живем". Единственное направление, которое он указывает, состоит в том, что "мы живем из самих себя наружу", и оно связано с побуждением в будущее. Выражением этой направленности на будущее и является дневная мечта".

Еще одним немаловажным моментов в творчестве Блоха является постулат о том, что суть мечты заключается в желании улучшить реальную действительность.

"При этом Блох, – как отмечает Вершинин, – констатирует, что сами дневные мечты неоднородны. Одни из них — это ослабляющее бегство от действительности, добыча для обманщиков. Другие хотя и не мирятся с плохим наличным существованием, но и не отрываются от него. Именно эти другие являются надеждой в зародыше и поддаются научению. Дневная мечта, по мысли Блоха, должна быть нацелена на правое дело".

Tags: Мечта, Наука
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Венгр и бурят братья?

    Однако... Совсем не ожидала, что здесь, на севере Бурятии в Баргузинской долине может всплыть тема Венгрии и венгров, да ещё в таком неожиданном…

  • А у нас на Байкале..

    Жарко, солнечно и свежо. Вода холодная до жути, но купаются все от мала до велика. Спасает то, что снаружи озера очень-очень жарко, поэтому в Байкал…

  • Свинья змее не товарищ!

    В период колонизации Колумбии, колонисты больше всего страдали от гремучих змей. Змеи были повсюду: рядом с кроватью, под кроватью, на кровати, под…

promo majorfonskrip november 13, 14:49 5
Buy for 10 tokens
Пришло время дополнить старый материал от ноября 2015 г. О некоторых существах информации стало на порядок больше, добавила новых существ. Добавленная информация выделена курсивом. https://majorfonskrip.livejournal.com/48529.html Основным источником новой информации стала книга Й.В. Громанна…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments