major_fon_skripka (majorfonskrip) wrote,
major_fon_skripka
majorfonskrip

Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 4. Мечта о "золотом веке"

Как уже было отмечено, мечты в самых различных формах всегда являлись неотъемлемой частью существования человеческого социума, но внимания со стороны научной и широкой общественности они начали удостаиваться лишь с XVII в. Такой парадокс не случаен: как мечты отдельной личности, социальной группы, общества, так и представления, мнения о мечтах находятся в непосредственной зависимости от исторического развития общества.

Традиционное общество, характеризующееся сословностью и закрытостью практически не оставляло рядовому индивиду возможности изменения своей социальной роли, статуса и положения. В общественном сознании отсутствовала противоречивость, парадоксальность, неустойчивость, представления о существующей социальной реальности были стабильны и неопровержимы. Мечта как образ чего-то иного, инвариантного будущего была бессмысленна, не могла стать целью. Поэтому, как правило, мечтатели ассоциировались с лентяями, бездельниками, лоботрясами, а сама мечта с пустой тратой времени, негативно влияющей на личность.

Тем не менее, было бы ошибочно утверждать, что мечты не существовало. В общественном сознании она воплощалась в виде легенд о "золотом веке", Эдеме, стране изобилия и т.д. Общественные и государственные деятели, аристократия, философы, другими словами, те, кто имел хоть какую-то возможность что-либо изменить воплощали свои мечты в конструировании идеальных государственных и общественных устройств, закона и права, правил и норм и т.д.

Пожалуй, самой древней и распространенной мечтой была мечта о «золотом веке» – счастливой жизни людей в далеком прошлом, когда не было социальной несправедливости, присутствующая в мифологии большинства народов мира.

Лукас Кранах Старший "Золотой век" 1530 г.



По мнению румынского писателя, историка религии и исследователя мифологии Мирча Элиаде, «мифологема золотого века восходит ко временам неолитической революции и является реакцией на введение земледелия. Золотому веку неизменно сопутствуют мифологемы «потерянного рая» и «благородного дикаря». Это архетипический образ, лежащий в основе любой утопии».

Впервые наиболее подробно мечта о золотом веке описывается Гесиодом в поэме «Работы и дни». Здесь необходимо упомянуть, что термин "золотой век" относительно изучения трудов философов античности, согласно Ю.Г. Чернышову можно употреблять весьма условно: у Гесиода в оригинале фигурирует "золотой род" (chruseon genos), у Овидия – "золотое поколение" (aurea aetas) . Само понятие "золотой век" (aurea saecula) впервые в античной литературе фиксируется только во второй половине I в. до н.э., в "Энеиде" Вергилия. Различные трактовки одного и того же понятия связаны с тем, что значительное время философами античности история мыслилась не как смена эпох, а как смена поколений, поэтому понятия золотой род, золотой век и золотое поколение в некотором роде являются тождественными друг другу по своему глубинному смыслу, но все имеют и принципиальные отличия, о которых будет сказано ниже.

Итак, по Гесиоду, вся мировая история делится на периоды существования пяти родов: золотого, серебряного, медного, героического и железного.

Золотой род являлся самым первым родом людей, созданных богами-олимпийцами. Именно первый род боги сделали счастливыми, не знающими труда, забот, печали и т.д. Сама природа давала людям пропитание, не нужно было работать для удовлетворения своих потребностей, ибо все у людей было в изобилии. Представители золотого рода были развиты как физически, так и духовно, они не знали болезней и старости, всегда оставаясь здоровыми, сильными и молодыми. Жизнь первых людей была долгой, а смерть являлась умиротворяющим сном.

После своей смерти люди золотого рода перевоплотились в духов – покровителей людей нового рода. Последующие после золотого, рода людей были все менее и менее счастливыми, храня в душе память о лучших временах.


Пьетро да Кортон. «Золотой век» 1641-1646 гг.


Позже мечта о золотом веке выразилась в представлениях Овидия о золотом поколении. В «Метаморфозах» представлено четыре поколения: золотое, серебряное, медное и железное. Золотое поколение существовало в справедливом мире, без войн и преступлений, поэтому не нужны были оружие и судьи. На земле существовало только одно время года – весна. Также. Как в «Работе и днях» людям золотого поколения не нужно было работать, блага сыпались на них словно из рога изобилия.

Появление понятия «золотой век» в произведении Вергилия «Энеида» сделало несбыточную мечту о счастливом существовании возможно достижимой в далеком будущем. Если золотой род или золотое поколение значили, что счастливыми были определенные люди, которые давно ушли и унесли с собой мечты о лучшей доли, то золотой век был определенным временем, самым лучшим временем на земле. При определенных условиях это время может снова наступить, и возможность его наступления зависит от деяний современного человечества.

Как отмечает Ю.Г. Чернышов, «отмечаемый у Вергилия и почти всех его последователей переход от "золотого рода" к "золотому веку" явился важнейшим качественным сдвигом в интерпретации мифа, позволившим резко актуализировать утопическое содержание древних преданий, сделать возможной мечту о возвращении счастливой жизни при Кроносе (Сатурне) для живущих ныне несчастных людей "железного рода".

Гравюра Виргилия Солиса к «Метаморфозам» Овидия



В своих произведениях Гесиод, Овидий и Вергилий отразили бытовавшие во времена античности общественные мечты: иметь все, но не прикладывать никаких усилий для достижения благ. И в настоящее время данная мечта является одной из наиболее распространенных, выражаясь и в народном фольклоре, и в художественных произведениях, и в серьезной литературе. Как емко заметил каталонский философ Франциско Пухольс: «величайшая мечта человечества в плане общественном, есть священная свобода жить без необходимости работать».

Список источников.
Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. – М.: Рефл-бук, 1996. 288 с.
Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма. / Пер. В. Вересаева. М.: Недра, 1927. 88 стр.
Чернышев Ю.Г. Гесиод и Овидий: опыт источниковедческого анализа античных описаний "Золотого века" // Источниковедческие проблемы всеобщей истории. Караганда, 1991. С.15-35.
Овидий. Метаморфозы. / Пер. С. Шервинского, илл. П. Пикассо. (Серия «Библиотека античной литературы»). — М.: Худож. лит., 1977. — 430 с.
Вергилий. Энеида. / Пер. В. Брюсова и С. Соловьева. (Серия «Памятники мировой литературы»). М.-Л., Academia. 1933. – 379 с.
Дали С. Дневник одного гения. – М.: Эксмо, 2006. – 464 с.


Tags: Мечта, Наука
Subscribe

Posts from This Journal “Мечта” Tag

promo majorfonskrip november 13, 14:49 5
Buy for 10 tokens
Пришло время дополнить старый материал от ноября 2015 г. О некоторых существах информации стало на порядок больше, добавила новых существ. Добавленная информация выделена курсивом. https://majorfonskrip.livejournal.com/48529.html Основным источником новой информации стала книга Й.В. Громанна…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments