major_fon_skripka (majorfonskrip) wrote,
major_fon_skripka
majorfonskrip

Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 5. Мечта о "стране изобилия"

Интерпретации мечты о «золотом веке» начиная с периода античности и по наши дни не теряют своей актуальности и значимости для населяющих различные территории народов. Рассмотрим наиболее распространенные интерпретации.

Весьма популярна во французской и английской литературе XIII в. вымышленная страна Кокейн («Cocagne» по некоторым сведениям от лат лат. coquere (печь) или старофранцузского cocaigne (удача, выгода), где «жизнь проходит в довольстве и праздности, текут винные реки, дома построены из пирожных и сахара, запеченные в тесте жаворонки падают с неба прямо в руки, а лавочники бесплатно раздают прохожим всевозможную снедь». Образ Кокейн впервые появился приблизительно в 1250 г. в старофранцузском фаблио «Страна лентяев» . В данном произведении Кокейн трактуется как «край чудес премногих», «благословенная Господом и святыми его» страна. В этой интерпретации наказывают за труд, а за безделье награждают («кто там больше спит, тот больше и зарабатывает»).

Питер Брейгель Старший "Шлараффия (Страна лентяев)"




В кратком изложении Жака Ле Гоффа, Кокейн – это страна, где «стены домов сложены из рыб, «окуней, лососей и сельдей», стропила — из осетров, крыши из окорока, полы из колбас, пшеничные поля огорожены кусками жареного мяса и ветчины; жирные гуси жарятся, сами крутясь на вертелах, постоянно посыпаемые чесноком. Вдоль всех дорог, на каждой улице стоят накрытые столы с белыми скатертями. Каждый может тут присесть и до отвала поесть, рыбы или мяса, оленины или дичи, в виде жаркого или в горшочках, и все это совсем задаром.
В этих краях течет река из вина, а в ней серебряные и золотые чаши и кубки, и наполняются они сами собою. Река наполовину из благороднейшего красного вина, как вина заморские или вино бонское, а наполовину — из изысканнейшего белого, как вина из Оксерры, Ларошели или Тоннерры. И это все тоже даром. И люди там не злобные, а храбрые и учтивые. На смену такой картине питательного изобилия, в котором количеству сопутствует и качество, приходят приятности весьма своеобразно построенного календаря. В месяце там шесть недель; в году четыре Пасхи, четыре дня святого Иоанна, четыре праздника сбора винограда, и вообще каждый день — либо праздничный, либо воскресный; есть четыре Дня Всех Святых, четыре Рождества, четыре Сретения, четыре праздника Карнавала, а вот Великий пост соблюдают лишь раз в двадцать лет
».

В немецкой литературе Кокейн имел свой аналог – Шлараффию («Schlaraffenland»), страну безделья, чревоугодничества, пьянства. Как отмечает О.Ю. Силантьева «первоначально слово «Шлараффия», не носило негативного, ругательного, оттенка, приобретенного позже. На границе современной Франции, Германии, Австрии и Швейцарии, бытовали легенды о существовании некогда в Альпийских горах великолепных садов, озер, полных молока, гор из меда и сыра. Они могли смешаться с представлениями о стране изобилия Кокань, где важным стало уже не само изобилие, а то, что оно принадлежит всем, независимо от социального положения».

Пик популярности Шлараффии и Кокейн пришелся на XVI - нач. XVII в. Подсчитано, что в этот период было написано 12 произведений о стране изобилия во Франции, 22 в Германии, 33 в Италии и 40 во Фландрии. Затем наблюдается спад интереса к ее изображению. С XV в. меняется характер представлений о стране изобилия: «приходит осознание невозможности реализации подобных утопий, что иногда проявляется в оттенке самоиронии, или же в намеренной дискредитации подобных представлений о стране теперь уже не просто доступного всем изобилия, а «дармового» изобилия и лени. То, что когда-то было легендой, в которую верили, становится «сказочкой» для народа». И в конце XVII века говорят как о времени «смерти страны Кокейн».

Неслучайно мечта о стране Кокейн исчезает именно в конце XVII века. Существенные исторические перемены привели и к серьезным изменениям в общественном сознании, которое стало менее мифологизированным и иррациональным. Вера в Божий промысел стала уступать вере во всемогущество Разума. Впервые за всю историю мечты начинают переставать осуждаться, могут быть осуществимы, но только если это рациональные мечты-цели. Мечтания о подобном Кокейну рае становятся смешными и характеризуют лишь людей крайне недалеких. Обсмеянная научной и широкой общественностью мечта о «Стране лентяев» уступает место новым более осуществимым мечтам о «свободе, равенстве и братстве», коммунизме с принципом: «от каждого по возможности – каждому по потребности» и т.д.

Еще одну причину падения популярности мечты о стране изобилия приводит О.Ю. Силантьева: «возникновение и бытование представлений о стране Кокань и Шлараффии исторически обусловлено. Когда способствовавшие этому причины (прежде всего, страх голода, страх перед загробной жизнью, страх перед силами природы и другие страхи, которые сковывали средневекового человека, а также его надежды на улучшение своего существования) потеряли релевантность, в народе изменилось отношение к странам изобилия».

Однако представления о странах изобилия надолго остались в человеческой памяти. И в современной, как правило, детской литературе часто встречается образ загадочной страны, где не нужно работать и все счастливы. Как отмечает Силантьева "это связано с характерным для данного возраста читателей желанием построить параллельный мир и способностью поверить в его реальность, которая отсутствует у взрослых. Путешествие подростка в страну изобилия и пребывание в ней теперь описываются как обряд инициации, совершаемый им на пути взросления. В XVIII-XIX вв. всегда происходит возвращение из воображаемого мира, двойное пересечение границы, то есть обычно полностью выдерживается указанная ранее простая сюжетная схема. В текстах возможно отображение двух точек зрения - ребенка и взрослого. Вторая дается с дидактической целью – с целью поучить подростка и показать, до чего доводит лень, потребление сладкого, непослушание.

Детская литература о стране изобилия нередко использует целиком тексты XIV-XVI вв., адаптируя их. В процессе их приспособления для юного читателя они претерпевают ряд изменений, к которым относятся: удаление любых непристойных слов, прозаический пересказ (в случае со «Сказками о Шлараффии» братьев Гримм и Л. Бехштейна), доверительный лад и в большинстве случаев упоминание о детях как главных действующих лицах. Другой тип адаптации представляет собой перевод текстов с одного языка на другой, сопровождаемое «переводом» отдельных понятий и национальных реалий. Анализ передачи образа страны Кукканьи из итальянского романа-сказки «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди на немецкий и французский языки позволил не только показать, что за этим словом в XIX в. подразумевается край мечты всех детей, край, где много сладкого и развлечений и нет взрослых, особенно учителей".

Своеобразным аналогом французских и немецких образов страны изобилия можно считать легенды о Беловодье и граде Китеже, часто встречающиеся в русских народных преданиях.

Так, Белово́дье — легендарная страна свободы, ассоциируется с ирием – раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках. Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.
Возникновение легенды о Беловодье относят к концу XVIII в.



Исследовавший данную тему Н.К. Рерих утверждал, что легенда пришла от алтайских народов и связана с буддистскими преданиями о Шамбале. «Ещё до сих пор держится старообрядческая легенда о Беловодье, – писал Рерих. – райской стране, где нет и не может быть антихриста, где живут православные христиане и нет никаких гонений за веру. Такая мифическая страна, сохранившая в чистоте веру, казалось, должна была быть где-то на востоке. Быть может, на эту мысль наводили предания о распространении христианства в Средней Азии, Индии, Китае, на Цейлоне и в Монголии ещё с III века манихеями и несколько позднее, с V века, несторианами. Возможно, что легенда поддерживалась тем соображением, что христиане в глубине Азии, оторвавшиеся давно от главной церкви, потерявшей свой авторитет, лучше сохранили первоначальную чистоту веры. Эти легенды о такой стране, где сохранилась истинная православная церковь, особенно широкое распространение получили к концу XVII века, когда в Московском государстве начались преследования старообрядцев» .“В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими – там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет высшее знание и высшая мудрость на спасение будущего человечества. Зовется это место Беловодье”.

В XVIII—XIX вв. Беловодье обрело у староверов реальный образ — долины рек Бухтарма и Катунь на Алтае, где самовольно селились различные беглецы от правительственных повинностей, сформировав этнографическую группу бухтарминских каменщиков. Некоторые группы старообрядцев в поисках Беловодья уходили намного дальше вглубь китайской территории, и даже переправлялись в Северную и Южную Америку.

Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) – мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Согласно легенде, князь Юрий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь <…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

Илья Глазунов "Град Китеж" 1986 г.


«И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении».

В 1236-42 гг. хан Батый возглавляет общемонгольский Западный поход и одно за другим захватывает русские княжества. Батый одержил одну победу за другой, тогда и узнал он о существовании Китежа и немедленно принял решение захватить и этот город. Вскоре Малый Китеж был захвачен, а Юрий Всеволодович отступил в леса к Большому Китежу. Один из пленников поведал Батыю о тайных тропах к озеру Светлояру. Прибыв к стенам Китежа, монголы были крайне удивлены: у города не было никаких укреплений, а население вместо того, чтобы готовиться к обороне, молилось. Тогда Батый приказал захватить город, но внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать как сам город, так и его захватчиков. Батыю пришлось отступить и наблюдать, как Китеж погружается в озеро.

Эта легенда родила многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра . Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой».

Свои "золотые века" и "страны изобилия" были и у народов населяющих Древний Китай, Юго-Восточную Азию, Арабский Восток и др. Достаточно вспомнить древнекитайскую легенду об обществе «тайпин», осуществившем великую гармонию социального равенства, рассказ Юаньминя о воображаемом путешествии в счастливую страну всеобщего равенства, процветавшую в условиях патриархальной общинной жизни, представления о счастливом острове Уттаракату и приходе Мэтрейя.

Таким образом на протяжении столетий в общественном сознании бытовали мечты о наступлении такого времени, когда все беды уйдут, и наступит всеобщее счастье, о такой стране, где не нужно будет работать, беспокоиться о насущных нуждах, где будет дано каждому в изобилии желаемое им.

Из сказанного следует, что рассматриваемые мечты четко подразделяются на два вида:

1) пространственные (где-то на свете или в параллельном мире есть необычное, сказочное место, где правит справедливость и где "Я" обретет истинное счастье);

2) хронологические (когда-то было беззаботное, счастливое время, когда не было страданий и несчастий, болезней и нищеты. Возможно и в будущем наступят подобные времена).

Список источников:
Кокейн, тж. Кокания, Кукана, Кукания, Страна лентяев http://www.clubook.ru/encyclopaedia/kokejjn_tzh._kokanija_kukana_kukanija_strana_lentjaev_cocaigne_coquaigne_cucania_cuccagna_schlaraffenland/?id=41650
Ле Гофф Ж. Герои и чудеса средних веков (пер. Д.Савосиной). — М.: Текст, 2011. — 220 с.
Силантьева О.Ю. Страна Кокань и Шлараффия во французской и немецкой литературах XVIII-XIX вв. канд фил наук М., 2006
Рерих Н.К. Беловодье http://gotoaltay.ru/index.php/real-estates/item/288-rerih-belovodie?tmpl=component&print=1
Книга, глаголемая летописец… / Пер. Н. В. Понырко // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. СПб.: Наука, 1997.
Комарович В.Л. Китежская легенда (Опыт изучения местных легенд). — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. – 184 с.
Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. СПб.: Наука, 1997.
Кидиш // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.– М.: Эксмо, 2007. – 927 с.
Край русской Атлантиды // Инвестиционный каталог Нижегородской области. Февраль 1 (14) 2007. – С. 100-101.

Tags: Германия, Мечта, Наука, Франция
Subscribe

Posts from This Journal “Мечта” Tag

promo majorfonskrip november 13, 14:49 5
Buy for 10 tokens
Пришло время дополнить старый материал от ноября 2015 г. О некоторых существах информации стало на порядок больше, добавила новых существ. Добавленная информация выделена курсивом. https://majorfonskrip.livejournal.com/48529.html Основным источником новой информации стала книга Й.В. Громанна…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments