major_fon_skripka (majorfonskrip) wrote,
major_fon_skripka
majorfonskrip

Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 11. Мечта в русской литературе XIX в.

Тема мечты, кажется, издревле была в фокусе внимания отечественной литературы.
Однако взгляды на природу мечты и оценка данного социального феномена менялись на протяжении веков от резко отрицательного к положительному.

В период раннего христианства мечта воспринималась как "большая и серьезная опасность". "Древнерусская "книжная премудрость", – отмечает Е.П. Бухаркин, – так же как и словесность XVIII в. (до последней его трети), в целом понимала мечту как обман и способ ухода в опасный мир иллюзорных и беспредметных видений" . В общем, восприятие слова "мечта" до рубежа ХVIII-ХIХ вв. было негативным.

С начала ХIХ в. в русской литературе находят распространение следующие представления о мечте:

1. Мечта как высший смысл, как то, что поднимает человеческую душу над бытом и буднями. Именно такая мечта описана А. Грином в повести "Алые паруса". Несмотря на то, что слово "мечта" встречается в произведении лишь один раз, оно является центральным, и можно сказать, что вся повесть пропагандирует веру в самые неосуществимые чудесные мечты. Не случайно мечта упоминается именно в рассказе старика Эгля, сформировавшего мечту в душе Ассоль.

"Алые паруса". Автор Ирина Мысова.




" – Ну-ка, – продолжал Эгль, стараясь закруглить оригинальное положение (склонность к мифотворчеству – следствие всегдашней работы – было сильнее, чем опасение бросить на неизвестную почву семена крупной мечты), – ну-ка, Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне – откуда ты, должно быть, идешь, словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом... Стой, я сбился. Я заговорю снова. Подумав, он продолжал так: – Не знаю, сколько пройдет лет, – только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. – "Зачем вы приехали? Кого вы ищете?" – спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. – "Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали". Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом" .

2. Как негативное явление, приносящее человеку существенный вред. Данное представление прослеживается в произведениях Н.В. Гоголя "Невский проспект", "Ревизор", "Шинель". Гоголь отмечает: "Мечта нередко приводит к отвержению установленных свыше законов, к отрицанию высшей справедливости, царящей в мире, т.е. к Богоборчеству <...> мечтательность приводит человека к пошлости и отвратительной бессмысленности жизни".

3. Мечта как образ идеального будущего и идеального "Я". Но при этом необходимо различать грань между мечтой и действительностью, мечта должна согласовываться с реальностью. Это представление о мечте мы встречаем у А.С. Пушкина в поэме "Евгений Онегин".

Бытовавшее в своих ранних стихотворениях идеализированное представление о мечте поэт заменяет на более рациональное. Главный мечтатель в поэме – Татьяна Ларина, любительница светских романов, что, безусловно, роднит ее с героями Дон Кихота и Эммы Бовари:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума .
<…>
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон {18},
Который нам наводит сон, -
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

"Евгений Онегин". Глава 3. "Татьяна пред окном стояла, на стекла хладные дыша". Художник М. Микешин. 1862 г.


Татьяна Ларина мечтала о настоящей, большой любви. Ее мечты сродни мечтам госпожи Бовари, но, в отличие от Эммы, Татьяна Ларина видит грань между мечтами и реальностью, что не приводит ее к печальному концу.

В середине ХIХ в. концепт мечта получает свое развитие в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, которые, не придерживаясь определенных взглядов, изображают мечты с разных позиций.

"Мечта", – как пишет Е.В. Петровская, – один из сквозных поэтических мотивов толстовских произведений и дневника от начала творчества до периода художнической зрелости "Война и мир" .
"Толстовский герой, находясь наедине с самим собой, чаще всего не "думает", а мечтает, вспоминает, оживляет в воображении прошедшее или мысленно перемещается в будущее".

Е.В. Петровская также замечает, что, в отличие от других писателей, которые описывают миражный и губительный характер мечтания, Толстой вскрывает другую его сторону: "Мечтание толстовских героев имеют важное отличительное свойство – деятельный характер. Прежде всего это относится к молодым героям Толстого. В их мечте есть не только свобода, но сила и страстность".

В произведении "Война и мир" Толстой изображает два вида мечты:

1. Бессмысленную мечту о чудесном. Именно такова мечта Наташи Ростовой – научиться летать. Наташа представляет собой образ свободного от стереотипов и общественного мнения человека. Она вольна мечтать, в том числе и о том, чему никогда не суждено будет сбыться.

2. Мечту приземленную. Так, княжна Марья мечтает о женском счастье: любящем муже, крепкой семье: "В мысли о браке княжна Марья мечтала и о семейном счастье, о детях, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная".

На примере княжны Марьи Толстой демонстрирует доминирующее среди аристократии осуждающее отношение к мечтателям. С раннего возраста детям внушалось негативное отношение к мечте: "мечта – это мысли от дьявола". Мечтать постыдно и недостойно развитого думающего человека.

"Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его и выказывать другим и даже самой себе как совершенно победившей это чувство. "Боже мой, – говорила она, – как мне подавить в сердце своем эти мысли дьявола? Как мне отказаться так, навсегда, от злых помыслов, чтобы спокойно исполнять Твою волю?" И едва она сделала этот вопрос, как Бог уже отвечал ей в ее собственном сердце: "Не желай ничего для себя, не ищи, не волнуйся, не завидуй. Будущее людей и твоя судьба должна быть неизвестна тебе; но живи так, чтобы быть готовой ко всему. Ежели Богу угодно будет испытать тебя в обязанностях брака, будь готова исполнить его волю". С этою успокоительной и радостной мыслью (и с надеждой на исполнение своей запрещенной земной мечты) княжна Марья, вздохнув, перекрестилась и сошла вниз, не думая ни о своем платье, ни о прическе, ни о том, как она войдет и что скажет. Что могло все это значить в сравнении с намерениями Бога, без воли которого не падет ни один волос с головы человека".

Материал о мечте и мечтателях в творчестве Достоевского получился достаточно объемным, поэтому об этом в следующий раз.

Источники

Бухаркин П.Е. Мечта в русской традиции: Историческое и трансисторическое в развитии имени // Имя – сюжет – миф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – С. 178–194.
Грин А. Алые паруса. – Режим доступа: http://az.lib.ru/g/grin_a/text_0020.shtml, свободный.
Пушкин А.С. Евгений Онегин. – Режим доступа: http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/text_0170.shtml, свободный.
Петровская Е.В. Мечта и молитва в поэтическом мире Л.Н.Толстого (1850 -1860-е гг.) // Русская классика. Между архаикой и модерном СПб.,2002 –- С. 76-88.
Толстой Л.Н. Война и мир. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0073.shtml, свободный.

Tags: Литература, Мечта, Наука
Subscribe

Posts from This Journal “Мечта” Tag

promo majorfonskrip november 13, 2017 14:49 5
Buy for 10 tokens
Пришло время дополнить старый материал от ноября 2015 г. О некоторых существах информации стало на порядок больше, добавила новых существ. Добавленная информация выделена курсивом. https://majorfonskrip.livejournal.com/48529.html Основным источником новой информации стала книга Й.В. Громанна…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →