major_fon_skripka (majorfonskrip) wrote,
major_fon_skripka
majorfonskrip

"Форма воды": красиво, но без восторгов.

"Форму воды" я собиралась смотреть в любом случае, т.к., на мой взгляд, Гильермо Дель Торо режиссер самобытный, которому блестяще удаются визуализация, монстры и визуализация монстров. Получение Оскаров лишь немного ускорило этот процесс. Так что неделю назад я "Формулу воды" посмотрела.

Если говорить о впечатлениях очень кратко, то понравилось, но без особых восторгов. Точнее, совсем без восторгов. На протяжении недели в ходе обсуждения фильма со своими знакомыми (теми, кто посмотрел) выяснилось, что фильм гениален, а я дура должна испытывать восторги, и если я их не испытываю, то мой удел это "Американский пирог".

Кадр из фильма "Форма воды"



О чем фильм

Начало 60-ых гг. ХХ века. Главная героиня (Элайза) - молодая глухонемая девушка живет со странным престарелым соседом (Джайлз), работает уборщицей в секретной военной лаборатории. На работе ее опекает другая уборщица - афроамериканка Зельда. Вместе они моют, чистят, скребут в том числе и в самых секретных местах. В один прекрасный момент прямо у них на глазах в лабораторию привозят новый "объект" - невиданное и неизвестное науке существо. Элайза даже резервуар с ним пощупать успела. Существо это оказалось человеком-амфибией или, иначе говоря, ихтиандром.

Со временем Элайза начинает проникаться к существу самыми светлыми чувствами. Чего нельзя сказать о полковнике Стрикленде, который ихтиандра изловил, привез из Южной Америки в Балтимор, и теперь очень хочет его физически устранить. Да еще и к Элайзе начал клинья подбивать, а ведь семейный человек...

Кадр из фильма.


Что понравилось

1. Салли Хокинс в роли Элайзы. 100 % попадание в роль.

2. Картинка. Фильм очень красивый. Визуал в фильме просто завораживает, да так, что порой перестаешь обращать внимания на недостатки, и просто наслаждаешься картинкой. Его бы на большом экране лучше смотреть. Я так и хотела, но у нас в городе его показывали практически ночью и недолго.
Кстати, по стилистике "Форма воды" очень сильно напоминает фильмы Жан-Пьера Жене ("Деликатесы", "Амели", "Долгая прогулка").

3. Музыка. Музыка в фильме вместе с картинкой как раз и создают атмосферу сказки.

4. В любом случае, сказка получилась хорошая! Фильм часто сравнивают с "Красавицей и чудовищем". С некоторыми оговорками, сравнить можно. Но сказка эта для взрослых.

Что не понравилось

1. Сюжет. "Форма воды" это тот самый случай, когда спойлеры не страшны. Сюжет простой, развивается строго прямолинейно, полный всех возможных штампов. Зная, только одну завязку или посмотрев самое начало, уже понятно, что будет дальше и как фильм закончится. И очень обидно, когда твои ожидания полностью оправдываются, а фильм оказывается даже проще, чем ты думал изначально. Гильермо Дель Торо в интервью говорил, что писал сценарий к фильму 3,5 года. Ну...бывает.

2. Сугубо личная причина. Тема монстров не раскрыта! По сути, в фильме монстр только один - ихтиандр. Но и тот оказался тем же самым ихтиандром из "Хеллбоя", только более усовершенствованным. Конечно, там хватает других монстров, но Дель Торо все-таки больше по внешним мастер.

Кадр из фильма "Хеллбой"


Фото со съемок фильм "Форма воды"



3. Образ злодея. Совершенно карикатурный. Ну вот он такой весь из себя злодей, что дальше просто некуда.

4. Всякие мелочи. Например, уборщицы в сверхсекретной лаборатории свободно разгуливают, захотела - туда, захотела - сюда, захотела - ихтиандра покормила и т.д. Таких мелочей в картине очень много, но, с другой стороны, это ведь сказка, а в сказке все бывает!

Мнение самого создателя о фильме

Отрывки из интервью Антона Долина с Гильермо Дель Торо. Полный текст здесь.

Это антидот против сегодняшнего мира. Мы нынче боимся говорить о любви, чтобы не прозвучать глупо. Мир переполнен ненавистью, люди разобщены. Я хочу что-то этому противопоставить. «Форма воды» — фильм о несовершенстве, о красоте отверженных и униженных. О тех, кто невидим для высокомерных хозяев жизни. Я снял сказку о монстрах. Обычно монстр, обнимающий девушку, — пугающий образ. Но не для меня — здесь их объятие прекрасно. Напротив, герой Майкла Шэннона в 1950-х был бы положительным.


Давайте обратимся к названию фильма. Брюс Ли когда-то очень красиво перефразировал «Дао дэ цзин»: «Вода — самая сильная стихия, потому что у нее нет своей формы, она принимает форму сосуда. Она нежна и мягка, но может разрушить камень». Вода может стать стаканом, а может — бутылкой. То же самое можно сказать о любви. У любви нет формы: она принимает форму того, кого ты полюбил.

Мои главные герои пришли из разных миров, но им удалось полюбить друг друга. Что бы ни пыталась диктовать идеология, любовь сильнее. Мы влюбляемся в людей других религиозных взглядов, с другим цветом кожи, своего пола. Ты просто влюбляешься, и ничего не можешь поделать. Не нужно ничье разрешение. Я думал о том, чтобы назвать фильм «Формой любви», но особая связь обоих персонажей с водой меня завораживала. В конце она проявляется неожиданным образом. Но и до этого мы ощущаем чувственность воды.


Кадр из фильма "Форма воды"


Сцена мастурбации в начале для меня была принципиальной. Я хотел показать, что Элайза — не диснеевская принцесса, а женщина, у которой с утра есть три минуты на завтрак, три — чтобы принять ванну и помастурбировать и еще три, чтобы почистить ботинки прежде, чем бежать на работу. Я собирался очертить ее характер за несколько минут в самых первых сценах, обойдясь без единой строчки диалогов. Ее воображение задействовано, когда она смотрит фильм в кинотеатре, включает телевизор, слушает музыку. Ей хочется, чтобы мир был так же прекрасен, как в ее любимых мюзиклах, но это сон — ее подводный мир, который отделен от повседневной реальности.

Такими же глазами мы смотрим на Амфибию: скромное, загнанное, затравленное существо, прячущееся под водой. Почему же туземцы почитали его как бога? А если он и вправду божество? Но он невидим, скрыт водой, как и Элайза. Поэтому им и удается уйти от преследований: они оба — невидимки. Как и гомосексуал Джайлс, как и чернокожая уборщица Зельда. Стрикленд не замечает их, поскольку он ослеплен своим высокомерием. В этом его ахиллесова пята.


P.S. Советский фильм "Человек-амфибия" Гильермо Дель Торо, по его словам, не видел и даже не знал о таком.


Tags: Кино, Монстры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo majorfonskrip november 13, 2017 14:49 5
Buy for 10 tokens
Пришло время дополнить старый материал от ноября 2015 г. О некоторых существах информации стало на порядок больше, добавила новых существ. Добавленная информация выделена курсивом. https://majorfonskrip.livejournal.com/48529.html Основным источником новой информации стала книга Й.В. Громанна…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →