major_fon_skripka (majorfonskrip) wrote,
major_fon_skripka
majorfonskrip

Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 17. Мечта как социальный регулятор

Будет много непонятных и сложных терминов, их наличие скрасят рисунки Кристиана Хайнриша (продолжаем куриную серию).

С появлением первобытного сообщества необходимым условием выживания человечества являлись регуляторы как неотъемлемая часть носящего первоначально неосознанный характер "воздействия на общество с целью упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития", определяющего, как отмечают И.М. Слепенков и Ю.П. Аверин сущность социального управления.





С формированием осознанной потребности в управлении, вызванной появлением и развитием "новых социальных фактов" , (власть, обычаи, традиции, табу, ритуалы, религии и др.), организацией совместного труда, и появлением потребности в руководстве сложными социальными процессами жизни государства, на новый уровень вышли и проблемы социального регулирования.

В это время общественная сфера находилась под управлением социальных регуляторов, которые мы называем "естественные". Они возникали в ответ на требования сохранения и развития определенного социума. К ним относятся стереотипы, обычаи и мечты как образы желаемого состояния социума.

Усложнение общественной жизни, демографический рост, развитие политической, экономической, культурной и др. сфер требовало более четкого регулирования социальных процессов (кооперации, конкуренции, социализации и пр.). Для поддержания стабильности и развития общество и государство нуждались в установлении требующих неукоснительного соблюдения норм, правил поведения. Как отмечает А.Б. Венгеров, "человечество всегда стремилось осмыслить не только свои организационные формы существования (их полезность, перспективы), но и способы, обеспечивающие, определяющие это существование, прежде всего взаимодействие членов общества, их семейных, коллективных образований" . Таким образом, появлялись "искусственные" социальные регуляторы, имеющие конкретный объект, цели и задачи.

Появление "искусственных" регуляторов оказало существенное влияние на механизм действия "естественных" регуляторов, а со временем оба вида регуляторов настолько тесно переплелись, что в настоящее время довольно сложно определить происхождение какого-либо социального регулятора.



Мечта, являясь "естественным" регулятором, долгое время находилась вне фокуса внимания субъектов социального регулирования. Во многом это было обусловлено сложностью понимания феномена мечты и отсутствием адекватной оценки ее воздействия на сознание индивидов и общества. Благодаря указанному, в настоящее время мечта наиболее близка к "естественному" регулятору в его чистом виде. Если все прочие естественные регуляторы значительно трансформировались под действием искусственных регуляторов, то мечта долгое время выступала по сути единственным не субъектным способом регулирования социальных процессов.

Однако с XVII в., когда отношение к мечте начинает меняться в лучшую сторону, стала наблюдаться тенденция замещения ведущей роли субъективного восприятия социальной реальности индивидом на основе опыта и наблюдения как основы формирования мечты на искусственно созданные и пропагандируемые средствами массовой информации и средствами массовой культуры представления о реальной и идеальной социальной реальности.



В начале XIX в. мечта становится одним из ведущих социальных регуляторов, что наиболее отчетливо наблюдается в культурах западных странах, что, безусловно, является закономерным следствием процессов глобализации, демократизации и урбанизации. Перечисленное по мнению Д.Морриса, создает неестественные условия для существования и развития человека. Скученность больших городов, рост народонаселения, пропаганда разобщенного индивидуализма, чрезмерное внимание проблемам безопасности – все это характеризует феномен людского зверинца. Аналогично животным, помещенным в зоопарк, люди в зверинце ведут себя несвойственно своей природе, в результате наблюдается стремительный рост девиантного поведения. В связи с этим растет необходимость в усилении действия существующих и введении новых регуляторов социальных процессов. И мечта занимает среди них особое место.

Как социальный регулятор мечта направлена воздействовать на поддержание постоянным, либо изменения в течение социального процесса(ов) или его отдельных элементов.

Актуальными становятся вопросы:

1. О контроле над влиянием мечты. Здесь нам необходимо указать, что в зависимости от наличия конкретизированного субъекта регулирования и его роли в процессе, регуляторы могут быть управляемыми и неуправляемыми. К управляемым мы относим те социальные регуляторы, которые спланированы, организованы и контролируются субъектом регулирования. Управляемый социальный регулятор представляет собой встроенную в цепь управления социальным процессом переменную. Неуправляемыми являются социальные регуляторы, инициированные без участия конкретизированного субъекта регулирования, неподконтрольные ему. Мечта относится к неуправляемым социальным регуляторам. Оказывать какое-либо воздействие на процесс формирования мечты субъекты регулирования могут лишь косвенно путем закрепления в общественном сознании представлений об идеальной реальности через средства массовой информации коммуникации и культуры.



2. О степени воздействия мечты на социальный процесс. В данном случае мечта может выступать как игнорируемый, минимальный, умеренный, существенный или максимальный регулятор.
Отдельного рассмотрения заслуживает вектор направленности действия мечты. Для решения этого вопроса мы предлагаем введение трех типов регуляторов: катализатора, ингибитора и стабилизатора.

Указанные термины сравнительно недавно используются в гуманитарных науках, соответственно, отсутствуют их адекватные трактовки, и сами понятия употребляются крайне редко. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть эти понятия в фокусе социологической науки.

Понятия "катализатор", "ингибитор", "стабилизатор" эксплицированы из химической науки. Следует отметить, что такой способ формирования понятий наиболее популярен в социологии. Так, например, аналогичным образом социологическими категориями стали "функция", "элемент", "структура", "прямая связь", "обратная связь" и т.д.

Первоначальное значение понятия ингибитор (от латинского inhibere — сдерживать, останавливать): "вещества, снижающие скорость химических, в т. ч. ферментативных, реакций или подавляющие их" . В "Российской энциклопедии по охране труда" ингибитор трактуется как "вещество, присутствие которого в небольших количествах в среде приводит к предотвращению или замедлению некоторых нежелательных процессов" . Понятие "ингибитор" встречается также в медицинских ("вещество, предотвращающее протекание какого-либо процесса или реакции в организме" ) и биологических ("любой агент, тормозящий тот или иной биологический процесс" ) науках.



В настоящее время термин "ингибитор" встречается и среди исследователей гуманитарных наук. Известные на данный момент определения социального ингибитора являются достаточно спорными. Так, например, Е.В. Руденский трактует социальный ингибитор как тип деструктивного социального функционирования личности, который обеспечивает адаптацию личности виктима за счет компенсации ее дефицитов путем подавления субъектности других людей.

По мнению Б. Дубина, социальный ингибитор – "внутренний", встроенный в конструкцию социального мира и коллективного сознания блокатор каких бы то ни было перемен (навязчивые для коллективного сознания россиян (как низов, так и верхов) наваждения рухнувших перегородок, кошмарные картины хаоса, "жупел "вседозволенности" и т. п.).

Из химической науки также были эксплицированы термины "катализатор" и "стабилизатор". Понятие "катализатор" (с греческого katalysis – разрушение) было введено в оборот шведским химиком Й.Я. Берцелиусом в 1836 г. и означало химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции.

Понятие социального катализатора изредка употребляется в гуманитарных науках применительно к проблемам социального взрыва и социальных катаклизмов. Так, например, Д. Родионов в статье "Экономический кризис как социальный катализатор" отмечает, что кризис в экономике катализирует социальные взрывы. М. Гиматов, рассматривая ту же проблему, относит социальные катализаторы к политической сфере ("открытие Америки, во-первых, и создание Соединенных Штатов Америки, во-вторых, оказались тем самым катализатором социальных катаклизмов, происшедших на рубеже XIX-XX вв.").



К социальным катализаторам также относят: современные информационные технологии (способствуют интеграции общества, тем самым ускоряя социальное развитие), социальную ответственность, алкоголь и др. Конкретных представлений о сущности социальных катализаторов в настоящее время не существует, что является причиной периодической путаницы указанных трех понятий. Чаще всего не разграничиваются понятия стабилизатора и катализатора. Граница между этими понятиями в гуманитарных науках размыта, зачастую отсутствует вовсе, при том, что суть стабилизатора заключается не в инициации перемен, а в предотвращении изменения параметров под действием дестабилизирующих факторов.

Термин "стабилизатор" употребляется в химических ("компонент (добавку), который уменьшает изменения физических или химических свойств веществ при хранении или применении" ) и технических науках ("система автоматического регулирования, обеспечивающая сохранение заданного направления вооружения и приборов наблюдения при колебаниях корпуса танка во время движения").

В социологических науках стабилизаторы изредка упоминаются как "предохранители" социальных процессов. К такому "предохранителю" чаще всего исследователи относят средний класс.
В. Ярощенко в связи с этим отмечает: "В большинстве публикаций, посвященных среднему классу, особо подчеркивается его функция социального стабилизатора, а проще – предохранителя. Он де предохраняет общество от социальных катаклизмов, потому что демонстрирует низшему слою реальные возможности повышения статуса".



К эффективным социальным стабилизаторам общества, особенно в периоды кризиса, относят и высшую школу. В 2009 г. премьер-министр В.В. Путин в ходе посещения Московского физико-технического института провел совещание по совершенствованию системы подготовки специалистов, в вступительном слове премьер отметил, что "в кризисный период высшая школа способна играть роль одного из важнейших социальных стабилизаторов, смягчать давление на рынок труда, помогать людям оперативно получать новую профессию, востребованную на рынке труда".

К аналогичным выводам пришел президент Казахстана Н.А. Назарбаев, который на внеочередном XII съезде Народно-Демократической партии "Нур Отан" отметил, что "в кризисный период высшая школа должна выполнять роль одного из важнейших социальных стабилизаторов общества" .
Функции социального стабилизатора также приписываются: теневой экономике , социальным работникам , религии. Функцию интегратора общественного организма и его стабилизатора религия выполняет с точки зрения функционалистов. Так, например, Э. Дюркгейм сравнивал религию в этом качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями) и др.



В рамках нашего исследования мы предлагаем определять:

1. Мечту-ингибитор
как регулятор социальных процессов, направленный на снижение интенсивности или полное (частичное) прекращение определенного социального процесса (процессов).

Мечта может выступать ингибитором отрицательного девиантного поведения через формирование в сознании индивидов цели, которая при приложении определенных усилий вполне достижима, либо ингибитором положительных социальных процессов, например, социализации путем формирования в сознании недостижимого, но крайне желанного образа идеальной реальности. Понимая всю абсурдность мечты, при наличии определенных психологических характеристик отдельный индивид или общность не прилагает должных усилий в процессах социализации, социальной адаптации, кооперации и др.

Наличие мечты-ингибитора с отрицательным значением ставит под угрозу как протекание определенного социального процесса, так и, в конечном итоге, существование и развитие данной социальной группы. В таком случае возникает необходимость в введении социальных катализаторов, а также стабилизаторов, способных снизить действие мечты-ингибитора.



2. Мечту-катализатор как регулятор социальных процессов, направленный на ускорение, возобновление или инициирование определенного социального процесса (процессов).
При правильной политике действие мечты-катализатора весьма эффективно, однако зачастую они способны лишь на определенное время прекратить или снизить действие ингибитора. В дальнейшем последний вновь усиливается. Поэтому после введения катализатора необходим постоянный контроль, направленный на недопущение возобновления действия ингибиторов путем ввода социальных стабилизаторов.

3. Мечту-стабилизатор как регулятор социальных процессов, направленный на предотвращение изменений, сохранение заданного направления, параметров определенного социального процесса (процессов).

Мечта как социальный регулятор может быть:

1. Незначительного действия. К ним, прежде всего, относятся мимолетные мечтания или мечтания перед сном, содержание таких мечтаний подвержено изменениям в зависимости от настроения и неудовлетворенных потребностей мечтающего. В некоторых случаях мечта незначительного действия может перерасти в регулятор умеренного или высокого действия. В первую очередь, на последнее влияет продолжительное неудовлетворение каких-либо определенных потребностей.

2. Умеренного действия. Влияет на принятие некоторых бытовых незначительных решений, таких как выбор одежды, пользование определенными вещами, которые в некотором смысле ассоциируются у индивида с его мечтой об идеальных социальном положении, роли и статусе.

3. Высокого действия. Мечта становится целью, которая при приложении определенных усилий является достижимой. К этой цели стремится индивид, в результате либо меняет в лучшую сторону свой социальный статус, либо разочаровывается в выбранной цели.

4. Максимального действия. Мечта является трудно или вовсе недостижимой, носит навязчивый характер.
Стоит помнить, что приведенное разделение мечты-ингибитора, мечты-катализатора и мечты-стабилизатора условно. Одна и та же мечта в зависимости от ряда условий может выступать в качестве любого из регуляторов, либо же менять свою направленность.



Источники

Что такое социальное управление?. - Режим доступа: http://alfalavista.ru/rus/content/view/258/, свободный.
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана.– М.: Канон, 1995.– 352 с.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=96, свободный.
Моррис Д. Людской зверинец. – М.: Амфора, 2004. – 288 с.
Большой Энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/138682, свободный.
Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2007. – 440 с.
Медицинский справочник. - Режим доступа: http://www.biotec.ru/index/product/gloss/?140, свободный.
Глоссарий.ru: Биологически активные вещества . - Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_art2.cgi?qqyafci#gltop, свободный.
Руденский Е.В.. Методология социологического реализма как основание педагогической рефлексии проблем профессионального образования. – Режим доступа: http://www.victimolog.ru/index.php/articles/89-metodologiya-sotsiologicheskogo-realizma-kak-osnovanie-pedagogicheskoj-refleksii-problem-professionalnogo-obrazovaniya, свободный.
Дубин Б. "Особый путь" и социальный порядок в современной России // Вестник общественного мнения. – 2010. – №1. – С. 8-18.
Родионов Д. Экономический кризис как социальный катализатор. – Режим доступа: http://www.polit.lv/?article=176, свободный.
Гиматов М. Катализаторы социальных катаклизмов. – Режим доступа: http://www.lebed.com/2001/art2695.htm, свободный.
Современные информационные технологии как катализатор социально-экономического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/8795a8695185ec0ec32572aa00277f3, свободный.
Голиздра А. Социальная ответственность как катализатор развития общества. - Режим доступа: http://www.csrjournal.com/peoplecsr/1673-socialnaja-otvetstvennost-kak-katalizator.html, свободный
Социальный катализатор. – Режим доступа: http://medkip.ru/section.php?id=alcohol&rub=11&art=3, свободный.
Стабилизатор. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Стабилизатор, свободный.
Ярошенко В. Очень средний средний класс. Способен ли он стать социальным стабилизатором? – Режим доступа: http://www.dp.perm.ru/article.php?id=5190, свободный.
Владимир Путин: Высшая школа – это социальный стабилизатор. – Режим доступа: http://www.newexpert.ru/novosti/glavnie/2009-03-04/vladimir-putin-visshaya-shkola-eto-sotsialniy-stabilizator.html, свободный.
Сарыбеков М. Социальный стабилизатор общества. – Режим доступа: http://www.tarmpi.kz/news/2009/2009_05.html, свободный.
Радугин А. Введение в религионоведение. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/radug/01.php, свободный.
Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. – Режим доступа: http://socpedagogika.narod.ru/Romm.html, свободный.
Sampson S. "May You Live Only by Your Salary!": The Unplanned Economy in Eastern Europe // Social Justice. Fall - Winter 1988. Vol. 15. № 3-4. Р. 135-159.



Tags: Мечта, Наука
Subscribe

Posts from This Journal “Мечта” Tag

promo majorfonskrip ноябрь 13, 14:49 5
Buy for 10 tokens
Пришло время дополнить старый материал от ноября 2015 г. О некоторых существах информации стало на порядок больше, добавила новых существ. Добавленная информация выделена курсивом. https://majorfonskrip.livejournal.com/48529.html Основным источником новой информации стала книга Й.В. Громанна…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →