major_fon_skripka (majorfonskrip) wrote,
major_fon_skripka
majorfonskrip

Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 19. Заключительная

Мечта как социальный феномен многогранна, поэтому при изучении требует привлечения к ней специалистов самого широкого профиля. Предпринятая в настоящей работе попытка ее теоретического анализа ни в коей мере не претендует на его завершенность и полноту – некоторые составляющие этой проблемы мы только обозначили.




Проведенный анализ темы работы позволяет в качестве главных итогов сделать следующие выводы.

Несмотря на то, что мечта всегда являлась одной из основных проблем существования и развития общества и отдельной личности, предметом внимания научной общественности она стала сравнительно недавно – приблизительно с к. XVII в. Такой парадокс не случаен: как мечты отдельной личности, социальной группы, общества, так и представления, мнения о мечтах находятся в непосредственной зависимости от исторического развития общества.

Традиционное общество, характеризующееся сословностью и закрытостью практически не оставляло рядовому индивиду возможности изменения своей социальной роли, статуса и положения. В общественном сознании отсутствовала противоречивость, парадоксальность, неустойчивость, представления о существующей социальной реальности были стабильны и неопровержимы. Мечта как образ чего-то иного, инвариантного будущего была бессмысленна, не могла стать целью. Поэтому, как правило, мечтатели ассоциировались с лентяями, бездельниками, а сама мечта с пустой тратой времени, негативно влияющей на личность.

Тем не менее, было бы ошибочно утверждать, что мечты не существовало.



В период античности в общественном сознании она воплощалась в виде легенд о "золотом веке", Эдеме, стране изобилия и т.д. и включала желание иметь все, но не прикладывать никаких усилий для достижения благ. И в настоящее время данная мечта является одной из наиболее распространенных, выражаясь и в народном фольклоре, и в художественных произведениях, и в серьезной литературе. Как емко заметил каталонский философ Франциско Пухольс: «величайшая мечта человечества в плане общественном, есть священная свобода жить без необходимости работать».

Таким образом со времен античности и до средних веков в общественном сознании бытовали мечты о наступлении такого времени, когда все беды уйдут, и наступит всеобщее счастье, о такой стране, где не нужно будет работать, беспокоиться о насущных нуждах, где будет дано каждому в изобилии желаемое им.

В средние века мечты об идеальной социальной реальности формировались под сильным влиянием религии, которая в те времена являлась господствующей формой общественного сознания. Так вера в Бога признавалась главным гарантом стабильности в желаемой философам социальной реальности. Выражаясь словами Т. Кампанеллы, «человек должен быть всецело предан религии, и всегда почитать своего творца».

В период нового времени мечты трансформировались в утопические проекты об идеальном государственном устройстве, справедливом обществе.



С к. XVII в. начинается постепенное разрушение традиционного общества. Мечта начинает приобретать смысл, ее осуществление стало возможным, зависящим лишь от силы воли и способности человека к ее осуществлению. Более того, произошла идеализация мечты как стремления улучшить, изменить свою жизнь.

Однако, "чем сложнее и многообразнее становится общественная и политическая жизнь, тем слабее оказываются связи отдельного индивида с каждым из прежних институтов (абсолютной властью государя или сеньора, церковным приходом, территориальной общиной) и тем относительно свободнее становится сам человек, но одновременно тем сильнее проявляется потребность в универсальных правилах регулирования поведения, символах и ценностях, объединяющих людей в общество".

Таким образом, с одной стороны каждый индивид получил право мечтать фактически о чем угодно: любом социальном статусе, положении, роли и т.д. и воплощать свою мечту в выбранном направлении. Никто больше не диктовал ему чего он хочет и кем он должен стать, теперь каждый получил возможность выбрать свой жизненный путь самостоятельно. Такая свобода стала пугающей, человек не был готов взять на себя столь большую ответственность, привычка жить в четко заданных рамках, когда ответственность была минимальной, а подчинение максимальным оказались для индивидов более желанными, чем практически безграничная свобода.



Поэтому в большинстве случаев мечты не столько индивидуальны, сколько коллективны, ретранслируют требования социума, господствующие стереотипы, моду и пр.
Мечта как социологическая категория непосредственно связанна с категорией социальной реальности, т.к. представляет собой инвариантную социальную реальность, идеальную для индивида или социальной общности, и одновременно выступает отражением существующей социальной реальности в личностном или общественном сознании.

Мечта – это образ социальной реальности, которая представляется идеальной, как удовлетворяющей потребностям субъекта, образ желаемых социального статуса, положения и роли. Мечта также отражает оценку существующей социальной реальности в сознании субъекта, восприятие им наличествующих социальных статуса, положения и роли.



Яркость, подробность мечты и частота мечтаний свидетельствуют о степени неудовлетворенности субъекта социальной реальностью, в которой он вынужден существовать.

В рамках данного определения мечта может быть:

1) субъектнонаправленной (в центре мечты - сам субъект, который занимает желаемое социальное положение, обладает наиболее подходящим для него социальным статусом);

2) объектнонаправленной (в центре мечты – реальность как объект переработки в идеальную в процессе мечтания).

Мечта выступает важнейшим регулятором социальных процессов в обществе, выполняя функции социального катализатора, социального стабилизатора и социального ингибитора.

Нельзя отрицать, что многогранность и неоднозначность рассматриваемого феномена представляют определенную сложность при анализе мечты и выделении ее сути, механизмов, средств, последствий и т.д. В то же время, процессы глобализации, демократизации и демографический рост стимулируют необходимость изучения широкого круга вопросов, связанных с мечтами больших социальных групп, и требуют оценки данного феномена.



Необходимо подчеркнуть, что мечта как социологическая категория нуждается в своем дальнейшем исследовании, выявлении специфических черт и особенностей. Роль мечты как социального регулятора трудно переоценить, т.к. ее возможности позволяют успешно выполнять функции социального стабилизатора, социального катализатора и социального ингибитора.

Источники.
Дали С. Дневник одного гения. – М.: Эксмо, 2006. – 464 с.
Кампанелла Т. Город солнца. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1947. – 168 с.
Гудков Л.Разрушительная сила единственно верных идей // Вокруг света № 12, декабрь 2011. С. 103-1
Tags: Мечта, Наука
Subscribe

Posts from This Journal “Мечта” Tag

promo majorfonskrip november 13, 2017 14:49 5
Buy for 10 tokens
Пришло время дополнить старый материал от ноября 2015 г. О некоторых существах информации стало на порядок больше, добавила новых существ. Добавленная информация выделена курсивом. https://majorfonskrip.livejournal.com/48529.html Основным источником новой информации стала книга Й.В. Громанна…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →